История стрелок

История самого популярного макияжа глаз

Драматично подведенные глаза — тренд вне времени. От Клеопатры до Катрин Денев признанные иконы красоты всех эпох известны своими роскошными стрелками. Сегодня визажисты убеждены, что нет более эффектного элемента в макияже, чем выразительный кошачий взгляд. Вспоминаем, с чего все начиналось.

Египетская сила

Первые упоминания о подводке для глаз переносят нас на родину косметики, в Древний Египет. Желание рисовать стрелки имело в первую очередь религиозную подоплеку. Поклоняясь кошкам, египтяне таким образом имитировали характерный для священных животных разрез глаз. Подобный макияж, по мнению жрецов, мог защитить душу от темных сил и приблизить тело к богам после смерти. Загробная жизнь, конечно, важна, но исследователи нашли и научное объяснение появлению стрелок: смесь из cвинцовой руды, малахитовой пудры или медного купороса, которую использовали в качестве основы продукта, защищала глаза от инфекций. И если сначала черные линии на веках рисовали только служители культа, то позже к ним присоединились и представители высших сословий, самые прославленные из которых Тутанхамон, Нефертити и Клеопатра. Последняя, к слову, внесла огромный вклад в развитие античной бьюти-сферы. Царица написала книгу «О лекарствах для тела» и была владелицей косметической фабрики.

Фото: египетский папирус (Depositphotos)

Греция и Рим

После похождений Александра Македонского в Египет о стрелках узнали в Древней Греции. Изначально такой макияж характеризовал куртизанок. Но вульгарным он считался недолго, и вскоре все женщины стали рисовать контур на глазах. Стоит отметить, что греческий способ нанесения подводки был более умеренным, чем египетский — линии едва выходили за пределы ресниц. Мода на стрелки добралась и до Рима. Черную краску, сделанную из плавленой резины и свинца, представители обоих полов накладывали поверх белой свинцовой пудры.

Восточный экспресс

К XI веку мода на стрелки приобрела восточный акцент. Женщины, населявшие гаремы, использовали смесь, которую готовили из сурьмы, бараньего жира и миндального масла. Иногда к ингредиентам добавляли золу. Но помимо темной краски, они также делали голубую и золотую — цвета, без которых не мыслим арабский макияж тех времен. Жены султана и благородные дамы обводили полностью контур глаза черным, а вверху рисовали яркие полоски. В середине XIV века эта мода дошла до Италии. На лицо, предварительно покрытое белилами, настоящие художники наносили мазки, из которых вырисовывались брови, губы, глаза и обязательно стрелки.

Из гробниц на экраны

После нескольких столетий затишья, стрелки снова возвращаются в моду в начале XX века. И опять не без участия знаменитых жителей страны пирамид. Археологические экспедиции в Египет, продолжавшиеся с конца XIX столетия, всколыхнул интерес общества к этой цивилизации и всему, что с ней связано. И в 1909-м в Париже во время гастролей «Русских сезонов» известного российского деятеля театра и искусства Дягилева был представлен балет «Клеопатра». Стоит ли говорить, что глаза танцоров стали самой выразительной деталью их образа. А в 1917-ом на экраны вышел фильм с таким же названием. Главная героиня носила макияж свойственный эстетике времен – жирные стрелки были растушеваны, от чего казалось, будто Теда Бара, актриса, сыгравшая роль, рыдала несколько часов к ряду. Еще одной звездой эпохи, предпочитавшей драматический взгляд, была французская актриса Жозефина Бейкер. Подогрели интерес к теме стрелок фотографии найденного в 1922-ом году саркофага Тутанхамона. Подражая иконам кинематографа, модницы пытались повторить их макияж при помощи первых подводок.

Фото: Теда Бара в фильме «Клеопатра», 1917 год

Подводки в массы

Но настоящая популярность к макияжу со стрелками пришла в 1950-е, когда бьюти-гиганты Maybelline и Max Factor выпустили свои первые жидкие подводки. С этого момента девушки не мыслят своей косметички без этого продукта и накладывают подводку на веки густым слоем. А компании производители зарабатывают на продажах этого мастхэва миллиарды долларов. Мерлин Монро, Софи Лорен, Брижит Бардо и другие дивы Голливуда, чьи культовые образы до сих пор считаются канонически сексуальными, сделали такой макияж неотъемлемой частью своего сценического образа. Запомнились и стрелки Одри Хепберн, которая, то ярко подводила контур глаза, то рисовала тонкую линию вдоль верхних ресниц.

Фото: Брижит Бардо в фильме «Парижанка», 1957 год

Иконы десятилетий

На протяжении следующих десятилетий стрелки постоянно видоизменялись. В 1960-х их очертания стали более графичными и широкими. Обладательница кукольного макияжа и икона красоты того времени Твигги рисовала черные линии вдоль склеенных ресниц чуть выше складки верхнего века. Ее мэйкап, зрительно увеличивавший глаза, стал культовым. На смену ему в 1970-х вместе с популярностью хиппи пришла мода на естественность и стрелки вновь стали тонкими и едва уловимыми. Эпоха диско внесла свои коррективы в макияж и их стали рисовать цветными карандашами. Одновременно с этим переживало рассвет индийское кино. Звезды Болливуда Хема Малини и Парвин Баби носят двойные полоски на верхнем и нижнем веке, с уголками, направленными в разные стороны, и прокрашивают слизистую глаза, делая таким образом взгляд томным и влюбленным. В 1990-е стрелки рисуют все. И чем они чернее и небрежнее, тем лучше. Самые дерзкие у панков Сьюзи Сью из Siouxsie & The Banshees и Стива Роберта Смита из The Cure, а первенство за звание самых сексуальных у Мадонны. Вскоре натуральность снова берет верх над нарочитостью, и топ-модели начала 2000-х Клаудия Шиффер, Эль Макферсон, Синди Кроуфорд выводят на сцену макияж в коричневых тонах. Через несколько лет стрелки вернулись в моду и до сих пор остаются актуальными.

Фото: Хема Малини в фильме «Девушка мечты», 1977 год

Сводим стрелки

Сегодня не существует строгих правил, какими должны быть стрелки. Вдохновляйтесь показами, бьюти-блогами и героинями стритстайла — рисуйте линии широкие и тонкие, цветные и черные, скромные и размашистые, смазанные и графичные. Одним словом, экспериментируйте с формой и оттенками под настроение, современная мода поощряет смелость и любое проявление индивидуальности. К счастью, все инструменты для этого у нас на руках от всевозможных подводок и карандашей до фломастеров и лайнеров.

Фото: Белла Хадид в рекламной кампании Diorshow

#историявещей