История соломенной шляпы

Из курортного символа в главный statement piece лета

В жаркие дни, когда палящее солнце не щадит никого, без правильного головного убора на улицу лучше не выходить. Этим летом плетенные из соломы шляпы снова на гребне модной волны и встречаются повсюду: и в городе, и на побережье. Прежде чем приступить к выбору этого летнего аксессуара, вспоминаем его историю и происхождение.

Пастух и пастушка

Защищать голову от солнца с помощью шляпы начали еще до нашей эры. Принято считать, что первыми, кто стал плести модели из соломы, самого простого и доступного материала, были древнегреческие пастухи. Согласно легенде, дизайн этого головного убора подарил им Гермес. Классический петас — такое название он получил — выглядел как тулья с небольшими полями и был оснащен шнурком, благодаря которому его было удобно носить за спиной. Эти шляпы преимущественно были атрибутом крестьян и путешественников, привыкших проводить много времени под палящим солнцем.

Шляпа Stradivarius, 1 299 руб.

Шляпа H&M, 1 299 руб.

Подарок богов

Похожие на петас головные уборы были в каждой цивилизации. Одни из самых древних и узнаваемых — конусообразные соломенные нон ла, получившие распространение на рисовых плантациях в азиатских странах. Существует поверье, что их создала богиня, которая снизошла с небес в огромной шляпе, сплетенной из четырех гигантских пальмовых листьев на каркасе из бамбуковых палочек. В отличие от петаса, придуманного для защиты от солнца, нон ла спасала еще и от дождя: вода стекала вдоль конуса и не попадала на лицо. Держался головной убор на тоненькой тесемке под подбородком. Несмотря на то, что сегодня существуют промышленные методы создания этих традиционных соломенных аксессуаров, во многих странах их до сих пор делают вручную. Листья пальмы сабаль собирают, пока они еще зеленые, отмачивают, затем гладят и отбеливают при помощи горячей серы.

Шляпа Mothercare, 959 руб.

Шляпа Fabretti, 2 399 руб.

Записки на полях

Именно азиатская нон ла стала прототипом популярных среди придворных и представителей знати шляп с полями. Европейцы создали на ее основе огромное множество моделей плетеных головных уборов. По конструкции основных деталей шляпы можно было понять, откуда прибыл ее владелец. Широкие поля говорили о южном происхождении. Это неудивительно — в Италии и Испании солнце намного активнее, чем в Дании или Швейцарии. Самая знойная и харизматичная модель — сомбреро. Несмотря на то, что сегодня этот головной убор со средней тульей, широкими и загнутыми вверх полями считается символом Мексики, придумали его в Испании. Полное название аксессуара — sombrero vaquero, где первое слово переводится как «тень», а второе — «пастух».

Шляпа H&M, 589 руб.

Мягкая и покладистая

Отдельное место в истории также отведено итальянской соломенной шляпе. Ее образ хорошо знаком благодаря многочисленным полотнам художников девятнадцатого века. Модель имеет два названия — флорентийская и ливорнийская. Обе вариации представляют собой сплетенный из соломы особой породы головной убор с мягкими широкими полями и круглой тульей.  Сорт пшеницы марцуоло, который отличает особый золотистый оттенок, вывел фермер и ученый-любитель Доменико Микелаччи в начале XVIII века. До сих пор эту культуру выращивают исключительно для производства, а не для еды. Единственное, что отличает эти два вида шляпок, —  техника плетения. Присущая ливорнийскому головному убору называется леггорн и напоминает метод создания косичек. Если все ранее упомянутые модели по большей части были атрибутом крестьян и бедняков, то флорентийская сразу же стала предметом роскоши. Тонкая выделка, специальная солома и необычное плетение делали этот аксессуар объектом желания знатных дам эпохи Просвещения. Многие из них размещали на полях икебаны, расшивали шляпы серебром и золотом, украшали лентами. Но настоящие модницы не перегружали головной убор акцентами, помня, откуда пришла эта мода, — буквально из полей.

Шляпа United Colors of Benetton, 2 299 руб.

В стиле вестерн

В начале 1860-х годов американский шляпник Джон Баттерсон Стетсон создал первую ковбойскую шляпу, которую назвал Boss of the Plains, что в  переводе с английского означает «хозяин равнин». Эта модель очень быстро стала одним из символов Дикого Запада. Первые экземпляры были сделаны из войлока, но вскоре производитель стал выпускать и соломенные варианты. Сегодня такие головные уборы также ассоциируются с техасскими рейнджерами и исполнителями кантри-музыки.

Шляпа Fabretti, 1 699 руб.

Федорино горе

К концу XIX столетия соломенные шляпки не потеряли своей актуальности. В это время они стали символом пляжного отдыха. Но одной модели все же удается стать городским аксессуаром. Федора, головной убор с небольшими полями и ложбинками по центру и бокам тульи, появилась на свет в 1882 году. Специально для знаменитой французской актрисы Сары Бернар, сыгравшей в спектакле «Федора» вдову графа Горышкина, костюмеры придумали этот предмет гардероба. Новинка пришлась по душе гангстерам, и они очень быстро заменили материал изготовления с соломы на фетр. Женские модели начали появляться лишь к восьмидесятым годам двадцатого столетия.

Шляпа с ракушками Stradivarius, 1 299 руб.

Дорога на подиум

Вскоре появилась новая модель —  канотье. Сперва соломенные шляпы правильной цилиндрической формы с прямыми полями и широкой лентой, опоясывающей тулью, носили венецианские гребцы. Но с начала XX века такой головной убор стал все чаще появляться на крикетных матчах, пикниках, лодочных прогулках. Он даже успел стать частью формы учеников закрытых школ. Через два десятилетия этот аксессуар нашел отражение в женской моде. Так, на одной из знаменитых фотографий Коко Шанель изображена именно в этой модели. Дизайнер закупала соломенные канотье во французском универмаге «Галерея Лафайет» и украшала их лентами. 

В конце 30-х годов этот вид шляпы вышел из моды. А в 1976 снова появился в коллекции Chanel. Теперь его вывел на подиум Карл Лагерфельд. Позже соломенные шляпы разных форм и фасонов добавят в свои коллекции и другие модные дома: Dior, Armani, Loewe, Gucci. В 1991 году дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак надел на моделей на показе шляпы с гигантскими полями. Тогда это стало прорывом в индустрии, повторить который удалось Симону Порту Жакмю прошлым летом. Так со временем аксессуар, некогда принадлежавший крестьянам, а позже считавшийся исключительно пляжным атрибутом, постепенно вернулся в повседневные гардеробы.

Шляпа Zara, 1 999 руб.

Дело в шляпе

Сегодня нет ничего удивительного в том, чтобы надеть соломенную шляпу в городе. При этом дизайнеры настоятельно рекомендуют абстрагироваться от классических сочетаний, вдохновленных курортной модой, и попробовать более нестандартные. Например, дополните плетеным головным убором строгий костюм или вечерний наряд. Если настроения экспериментировать нет, всегда остаются актуальными варианты с льняными брюками или удлиненными шортами и рубашками поло, а также беспроигрышный тандем с платьем-халатом. 

Что касается наиболее трендовых моделей, то здесь уже второй год работает правило «больше — лучше». Все началось прошлым летом с Симона Порта Жакмюса, который выпустил коллекцию, центральным элементом которой стали огромные шляпы из соломы. Фотогеничные аксессуары тут же пришлись по вкусу всем звездам и блогерам. В этом сезоне они не теряют актуальности, но акцент сместился на экземпляры с необработанным краем полей, модели с высокой тульей и варианты, украшенные широкими шелковыми лентами.

Шляпа Zara, 2 299 руб.

Фото: Fabretti, Mothercare, United Colors of Benetton, H&M, Zara, Stradivarius

Фото на обложке: Zara

Цены действительны на момент публикации. 

Актуальные цены можно узнать в магазинах указанных брендов.



#историявещей