История кроссовок

Как самая удобная обувь стала самой модной

Кроссовки давно перестали быть объектом исключительно спортивного толка. Сегодня это самая удобная обувь для жизни в мегаполисе. И если раньше пройти в клуб или ресторан в сникерсах было затеей немыслимой, то теперь по модели “киксов” фейс-контроллер профессионально определяет социальный статус их обладателя. Обращаемся к истории в поисках ответа на вопрос: как кроссовкам удалось завоевать мир?

Каучук всему голова

Долгое время в индустрии спортивной обуви все было ровно и спокойно: немногочисленные фабрики выпускали специализированные туфли, которые, в общем-то, не сильно отличались от повседневных. Так, на беговых кроссовках 1860-х годов, сохранившихся в Музее обуви в Торонто, особое предназначение выдают лишь шипы на основании. Но все изменилось, когда каучук стали использовать в промышленных целях. Переворот в индустрии случился в 1917 году: компания Converse выпустила первые баскетбольные кроссовки на резиновой подошве с высоким тканевым верхом и широким языком. Это событие стало толчком для развития направления и появления новых производителей спортивной обуви.

Кеды Converse Chuck Taylor As Core, магазин Street Beat, 5 190 руб.

Вслед за парусиновыми кедами, известными сегодня во всем мире, на арену вышла продукция братьев Дасслеров. Сначала Рудольф и Адольф основали семейное предприятие по пошиву кроссовок для бега, а потом рассорились, и каждый организовал собственную компанию. Адольф Дасслер стал главой торговой марки Adidas, а Рудольф возглавил бренд Puma. Тогда же и появилось название «сникерсы», образованное от английского глагола sneak, что означает «подкрадываться». Шагов человека в такой обуви было практически не слышно благодаря прорезиненной танкетке.

Кеды Puma Suede Classic, Puma, 5 990 руб.

Звезда по имени

После выпуска первой модели Converse All Star в начале 1920-х основатель компании Маркус Миллс Конверс придумал маркетинговый ход, который спортивные марки активно используют до сих пор. Фирма стала сотрудничать с авторитетом в мире баскетбола, игроком и тренером Чаком Тейлором. При этом он не просто рекламировал и популяризировал бренд, но и вошел в группу, которая занималась совершенствованием технологий. Эта коллаборация принесла небывалый успех всем участникам, и вскоре способ продвижения кроссовок с помощью имен известных спортсменов стали использовать и другие. А модель парусиновых кед, которая до сих пор практически не изменилась, получила название All Star Chuck Taylor.

Кроссовки Adidas Stan Smith, Adidas, 6 990 руб.

Еще одна подобная история связана с кроссовками Adidas Stan Smith, которые изначально носили имя французского спортсмена Робера Айе. Поводом для переименования в 1971 году послужили сразу несколько событий. Во-первых, уход Робера из спорта, а во-вторых, выход компании на американский рынок, где о достижениях француза не было известно практически ничего. Так и появился теннисист Смит, первый номер сборной США и победитель двух турниров Большого шлема.

Кроссовки Nike Air Jordan 1, Nike, 11 490 руб.

Но никому из звезд-первопроходцев не удалось извлечь из рекламы столько материальной выгоды, сколько заработал топовый игрок NBA Майкл Джордан. До первого релиза Nike Air Jordan 1 в 1984 году ни одна модель не пользовалась таким спросом и коммерческим успехом. По сей день бренд выпускает по несколько вариаций культовых кроссовок в сезон, которые становятся желанной добычей сникерхедов.

Щупальца осьминога

Но вернемся к истории. Если до 1950-х годов кроссовки носили в основном только спортсмены, то после войны они стали постепенно появляться на улицах. Кожаные ботинки теперь могли себе позволить далеко не все, нужна была удобная и доступная альтернатива. Примерно в это же время японский бизнесмен Кихачиро Оницука решил помочь своей стране. Чтобы дать городу рабочие места и обеспечить население доступной обувью, он открыл фабрику, на которой под брендом Onitsuka Tiger стал производить кроссовки для бега из ноу-хау материалов, с высокотехнологичной подошвой, которая гарантировала сцепление с поверхностью земли, как у «щупальца осьминога».

Кроссовки Onitsuka Tiger California 78 EX, магазин Street Beat, 3 190 руб.*

Так как рабочая сила была дешевой, себестоимость одной пары кроссовок поражала своей доступностью. Это привлекло американских инвесторов, студента и бегуна Фила Найта и его тренера Билла Бауэрмана. В США на тот момент одна пара Adidas могла обойтись в 30 долларов. Эра дешевых сникерсов началась, когда в 1964-м году Фил и Билл привезли триста пар японских кроссовок, на закупку которых потратили всего 500 долларов. Начав работу под брендом Blue Ribbon Sports, они вскоре переименовали компанию в Nike.

Спортивный бум и кино

Доступная цена и удобство подстегнули интерес обычных людей к спорту. На этой волне в 1970-е появилось сразу несколько бессмертных моделей кроссовок. Компания Puma впервые выпустила обувь на липучках, разработчики Adidas представили культовые Superstar, а один из основателей Nike Билл Бауэрман придумал рифленые подошвы Waffle Trainer, вдохновившись вафельницей жены.

Кеды Puma Smash, Puma, 4 990 руб.

Кроссовки Adidas Superstar, Adidas, 4 490 руб.*

Кроссовки Nike MD Runner 2, Nike, 4 990 руб.

Через несколько лет перед производителями стояла уже другая задача — убедить покупателей, что кроссовки можно носить и за пределами спортзала. Лучшим инструментом для популяризации этой идеи стало кино. Герои самых разных жанров — от боевиков до комедий и драм — появлялись на экранах в спортивной обуви. Марти Макфлай в ленте «Назад в будущее» примеряет модель Nike, которая может сама зашнуровываться, а лейтенант Рипли сражается с «чужими» в кроссовках Reebok. Форест Гамп бежит через всю страну в Nike Cortez, а Билл Мюррей в «Водной жизни» носит сделанные на заказ Adidas особенной расцветки.

Мода на кроссовки

Сексуальная революция 1980-х раскрепостила нравы и подстегнула задуматься о красоте тела. Аэробика и шейпинг — виды спорта, которыми в это время увлекаются многие девушки, вдохновили производителей на создание женских линеек. Растущая популярность кроссовок заставила включиться в игру высокую моду. Первыми, кто выпустил спортивную обувь на подиум, стали дизайнеры Gucci, создавшие в 1984 году свой вариант теннисных туфель. В 1996-м Prada презентовали кроссовки, предназначенные для яхтинга. Сегодня сникерсами в коллекциях дизайнеров уже никого не удивить. Каждый уважающий себя бренд выпускает свой вариант самой популярной для жизни в городе пары. Кто-то делает ставку на экспериментальные материалы, кто-то воплощает фантазии на тему космических кораблей или гоночных суперкаров — кроссовки действительно способны удивить.

Мастер продажи

Почти каждое десятилетие второй половины прошлого века отметилось культовой парой сникерсов, которые мы продолжаем носить до сих пор. Но и нам, жителям XXI века, повезло наблюдать рождение легенды. В 2015 году Adidas выпустили первый релиз кроссовок Yeezy Boost 750, созданных в коллаборации с рэпером Канье Уэстом. Конечно же, у модели было много хейтеров. Во-первых, она очень отдаленно напоминала продукцию немецкого бренда: знаменитые три полоски Канье спрятал под липучку, закрывающую шнуровку. Во-вторых, опытные сникерхеды заподозрили рэпера в том, что он лишь слегка видоизменил хайтопы Air Yeezy, которые за пять лет до этого произвел для Nike.

Кроссовки Yeezy Boost 700

Но гениальный маркетинг и связи Канье в шоу-бизнесе сделали его коллаборацию с Adidas самым громким событием в современной моде и сникер-культуре. Каждый дроп Yeezy фанаты встречают с таким же волнением, как поклонники Apple новые релизы iPhone. Если вы хотите приобрести пару из весенней коллекции, стоит прямо сейчас записаться в электронную очередь на сайте бренда.

*Цены указаны с учетом сезонной скидки.

Фото: Nike, Street Beat, Adidas, Puma

#историявещей