История футболки

Из нижнего белья в повседневный гардероб

Сегодня уже сложно представить себе более нейтральный и более популярный предмет одежды, чем хлопковая белая футболка. При всей своей простоте она обладает мощнейшим стилистическим потенциалом. Как и когда эта вещь стала основой каждого гардероба и превратилась в культовую модную единицу, без которой невозможно обойтись?

Целое, но делимое

Традиционно считается, что футболка, как многие другие вещи, впоследствии ставшие классикой, впервые появилась в гардеробах военных в 1913 году. И доля правды в этом, конечно, есть. Однако эта базовая вещь имеет более насыщенное прошлое. Если углубиться в историю, то можно узнать, что ее прототип появился еще в XIX веке.

Футболка United Colors of Benetton, 1 799 руб.

Рождение легенды случилось примерно одновременно с появлением комбинезона из красной фланели, который носили американские рабочие. Запатентованный в Нью-Йорке в 1868 году и относившийся к категории нижнего белья, он прекрасно справлялся со своей главной задачей: хорошо согревал в холод. Но с потеплением в таком костюме находиться становилось невозможным. Поэтому прежде неразлучные низ и верх были разъединены и постепенно стали жить самостоятельной жизнью. Так и появились первые футболки и кальсоны. В 1904 году компания Cooper Underwear стала активно продвигать вид нижнего белья, который надевается через голову. Согласно рекламной кампании, модель предназначалась для холостяков. Слоган обещал: «Ни булавок, ни пуговиц — никаких иголок и никаких ниток!».

Военное время

Вскоре футболку без пуговиц стали надевать в качестве нижнего белья моряки и пехотинцы. Такая одежда давала больше свободы в движении рук, что было важным во время работы на палубе или в обращении с различными механизмами и оружием. В итоге в 1913 году эта вещь была официально введена в обмундирование американских морпехов.

Футболка Reserved, 899 руб.

Кстати, выбор цвета пал на белый не случайно. Во-первых, он хорошо сочетался с палитрой военно-морской формы. Во-вторых, производство такой ткани стоило дешевле, потому что не требовало расходов на красители. В-третьих, на белом сразу же видна грязь, а это стимулировало самодисциплину и поддержание гигиены. Первые футболки шились из шерстяного фланелета, мягкого материала, похожего на фланель. Но так как после стирки они довольно долго сохли, их быстро заменили на хлопчатобумажные. Название T-shirt эта вещь получила из-за ее формы, напоминающей в разложенном виде букву «Т». В 1920 году термин внесли в словари.

Футболка Marc O'Polo, 3 680 руб.

Во время Второй мировой войны этот элемент униформы появился в обмундировании не только солдат флота, но и большинства западных армий. Популярности ему добавил журнал Life, в 1942 году поместивший на обложку фотографию курсанта стрелковой школы ВВС в Лас-Вегасе в белой футболке. Спрос на нее вырос и после того, как фирма Sears, Roebuck and Co. запустила рекламу, которая транслировала: «Ты не обязан быть в армии, чтобы иметь право на собственную футболку». Окончательно перейти из категории нижнего белья в повседневный гардероб эта одежда смогла лишь после окончания войны.

Бунтарский дух

К середине 1950-х белая футболка превратилась в символ современной молодежи и бунтарей рок-н-ролла. Вознесению на этот пьедестал ей помог кинематограф. Благодаря актерам Марлону Брандо и Джеймсу Дину, которые впервые появились в хлопковых тишотах в фильмах «Трамвай „Желание“», «Дикарь» и «Бунтарь без причины», эта вещь стала отчасти формой протеста против буржуазного ханжества. В это же время в Майами и Флориде несколько компаний начали наносить на футболки надписи и рисунки. Самой первой была фирма Tropix Togs, купившая у Walt Disney право на использование изображения Микки Мауса.

Футболка Stradivarius, 1 799 руб.

Настоящую популярность принты на футболках получили в 60-е. Названия спортивных команд и музыкальных групп, всевозможные рисунки и символы, агитационные или провокационные изображения и высказывания, логотипы и слоганы брендов, портреты, фотографии, абстракции — этот предмет одежды стал универсальным способом самовыражения, идентификации в обществе и просто модной вещью.

Футболка Pull&Bear, цена по запросу.

В это же десятилетие футболка вошла в женский гардероб, однако прочно закрепить свои позиции ей удалось лишь в 80-е. Тогда в моде были как базовые, так и яркие цвета, оверсайз в сочетании с подвернутым рукавом и короткие облегающие модели, открывающие талию. Но, несмотря на это, простая кипенно-белая футболка по-прежнему считалась показателем отменного вкуса. Среди звездных поклонников этой вещи были Элвис Пресли, актрисы Джейн Биркин и Жюльетт Греко. Вскоре в их клуб вступили Мадонна, Фредди Меркьюри, Курт Кобейн, Брук Шилдс, Кейт Мосс, Виктория Бекхэм и сестры Олсен.

В СССР

Считается, что классическая T-shirt в Советский Союз попала через спорт. На одной из олимпиад спортсмены увидели эту вещь, оценили ее удобство и стали носить во время тренировок и соревнований. Особенно активно в 60-е использовали в своем гардеробе такой вид одежды футболисты. Отсюда и появилось русскоязычное название. К 70-м годам, несмотря на то, что приоритет сохраняется за сорочками, футболки из спортивных залов вышли на улицы. В 80-е их уже вовсю носила молодежь.

Футболка Bershka, 1 499 руб.

Эпоха контрастов

В 90-е бланковые модели сдали свои позиции в пользу засилья принтов и буйства красок. Помимо этого, среди модных брендов стало популярным размещать свои логотипы на футболках, чем активно пользовались такие марки, как Calvin Klein, Versace, Dolce&Gabbana, Ralph Lauren, American Apparel и Gap. Однако нахлынувшая волна минимализма расставила все на свои места, и белые модели вновь заняли лидирующие позиции. Для промоплакатов популярного тогда сериала «Беверли-Хиллз, 90210» актеры снялись в белоснежных футболках и джинсах. А в 1991 году Карл Лагерфельд показал коллекцию Chanel, в которой рискнул надеть твидовые жакеты поверх трикотажных T-shirt. Маэстро как всегда не прогадал, с тех пор прошло немало времени, а это сочетание по-прежнему считается одним из самых удачных.

Футболка сейчас

Пройдя такую длинную историю и при этом не утратив своей универсальности, футболка по праву заслужила то внимание, которое ей сегодня уделяют. Можно смело сказать, что теперь ни один гардероб не обходится без этой основы. В весенне-летнем сезоне дизайнеры искали вдохновение в эстетике 90-х, отсюда и такое количество на подиумах жизнеутверждающих принтов, техники tie-dye, логотипов и минималистичных вариантов. В таком изобилии каждый сможет найти что-то по душе.

Фото: Reserved, United Colors of Benetton, Marc O'Polo, Stradivarius, Pull&Bear, Bershka

Цены действительны на момент публикации. Актуальные цены узнавайте в магазинах, указанных в статье брендов.

#историявещей