Чудесная вода

История парфюма от Древнего Египта до наших дней

Сегодня мы стоим перед большим, а иногда мучительным выбором, — какие духи купить в парфюмерном магазине. Так было не всегда. В древности, если бы в вашей крови не было ни одной голубой капли, за ношение парфюма вас бы скорее всего казнили, а в средневековье вместо духов вам бы пришлось бы довольствоваться шариком с запахом розмарина. Спасибо химиками, за то, что изобрели метод дистилляции и синтетические альдегиды. Благодаря этому, у нас есть ароматы на любой вкус, которые доступны не только коронованным особам.

Божественный аромат

Современная реклама духов строится вокруг обольщения противоположного пола. Если бы маркетологи существовали в древности, они бы обещали в обмен на благовония милость богов. Согласно египетскому мифу о сотворении мира, первым живым существом, порожденным водами океана Нун, был цветок лотоса, который принес в мир прекрасный аромат. С тех пор, приятный запах ассоциировался с божественным началом.

Одним из богов, которому поклонялись древние египтяне, был Нефертум. Он изображался с цветком лотоса на голове и считался хранителем божественного аромата, а потому покровительствовал парфюмерам.

Благовония были одной из главных статей расходов древнеегипетского бюджета. Самые дорогостоящие — ладан и мирра — импортировались из Восточной Африки. Пользоваться ими имели право только фараоны, считавшиеся представителями богов на Земле. Придворные довольствовались духами на основе более дешевых местных ингридиентов, а обычным людям было вовсе запрещено улучшать запах своего тела.

Древние греки и древние римляне тоже любили приятные ароматы. В 2007 году на острове Крит, который согласно легенде, был местом обитания богини любви Афродиты, археологи обнаружили то, что можно назвать старейшим парфюмерным домом. Вероятно, именно здесь производились благовония для большинства древнегреческих храмов.

Но ароматы использовались не только для религиозных обрядов. Считается, что к концу первого века нашей эры римляне использовали почти три тысячи тонн благовоний в год. Они применяли их для производства косметики, в публичных банях и фонтанах, некоторые даже душили подошву обуви.

Аромат исцеляющий

В средневековой Европе благовониями «лечили» не только души, но и тела. Считалось, что неприятный запах предупреждал человека о том, что воздух, которым он дышит, заражен. Мерой предосторожности от всех хворей был кулон с тканью, смоченной духами.

Кстати, духи Европа позаимствовала на Востоке. Долгое время парфюмерные тренды задавала Персия. Считается, что именно здесь был придуман современный метод производства духов с помощью водяной дистилляции. Авторство этой технологии приписывают легендарному ученому, философу и врачу Авиценне. До этого благовония имели масляную основу, отчего их запах был тяжелым и насыщенным. Дистилляция позволила создавать более тонкие ароматы. Большим спросом пользовалась ароматная розовая вода.

Первые духи на основе спирта были произведены в Европе в XIV веке и назывались «Венгерская вода». Приготовили их по заказу венгерской королевы Элизаветы, жены и вдовы короля Людовика I Великого, как средство от ревматизма, которым страдала монаршая особа. В состав венгерской воды входил розмарин, цветы апельсинового дерева и мята.

Чудесная вода

Серьезный прорыв в индустрии произошел в Италии на пороге эпохи Возрождения в XV веке, когда был изобретен способ производства aqua mirabilis («чудесной воды»), 95-процентного спиртового раствора со стойким ароматом кардамона, гвоздики, имбиря, мускатного ореха и других ароматных растений. Это открытие на несколько столетий превратило Венецию в мировой центр торговли парфюмом.

Положение дел начало меняться после того, как дочь флорентийского банкира Екатерина Медичи стала королевой Франции. Покорять новую страну она приехала в четырнадцать лет благоухая творением парфюмера Рене Флорентийского, туалетной водой с ароматом бергамота и цветов апельсина. Новый тренд быстро распространился среди французского двора. Чтобы удовлетворить потребность знати в духах, Франция отдала целый город под их производство: в Грассе появились огромные цветочные поля и парфюмерные фабрики. Грасс и по сей день остается столицей индустрии.

Настоящего расцвета французская парфюмерия достигла во времена правления одного из главных модников в мировой истории, короля Луи XIV. Говорят, королевская резиденция в Версале, была не самым приятно пахнущим местом на Земле, но Король-Солнце придумал как с этим бороться. Вместе со своей фавориткой Мадам де Помпадур они заказывали по несколько ароматов для своих апартаментов, душили одежду, веера и мебель, и, как в Древнем Риме, добавляли парфюм в фонтаны.

Промышленная революция

Началом современной парфюмерной индустрии можно считать XIX век, когда весь мир охватила техническая революция. Химики научились синтезировать ароматы, благодаря чему производство духов стало более дешевым и массовым, а эксперименты с ароматами почти безграничными.

В двадцатом веке появились первые большие парфюмерные дома. Пионерами индустрии можно считать Guerlain, в 1889 году бренд выпустил легендарные Jicky — ароматный букет из лемона, бергамота, лаванды, мяты, вербены и майорана. Их конкурентом стали La Rose Jacqueminot от Coty, которые, кстати, очень любила звезда российского немого кинематографа Вера Холодная.

В 1911 году французский кутюрье Поль Пуаре открыл собственный модный дом Parfums de Rosine, после чего духи стали неотъемлемой частью моды. Выпуск каждого нового аромата Пуаре приурочивал к выходу новой коллекции одежды. Его парфюм Toute la Forêt долгое время самым популярным в мире, пока не появились другие легендарные духи.

В 1921 году Коко Шанель вместе с Эрнестом Бо, который до 1917 года был парфюмером российского царского двора, выпустила аромат Chanel №5. Это был запах, который должен был отвечать требованиям современной женщины. Сама Коко любила аромат мыла, поэтому Бо добавил в верхние ноты молекулы альдегида, пахнувшие свежей кожей, и дополнил их жасмином, розой, ванилью и сандалом. По словам Шанель, это был не просто женский парфюм, это был запах женщины.

Если в прошлом один и тот же аромат мог оставаться на вершине продаж десятилетиями, а женщина почти всю жизнь могла пользоваться одним парфюмом, то сегодня наши вкусы меняются вместе с модными веяниями, а на столике большинства из нас стоят десятки разноцветных флаконов. Тяжелые древесные ароматы сменяются легкими водяными, которые в свою очередь уступают место резким синтетическим. Если вы думаете, какие духи купить этим летом, отдайте предпочтением деликатному парфюму, который станет органичным продолжением запаха вашей кожи.

#историявещей