На каблуках сквозь века

От Древней Греции до наших дней

Туфли на каблуках — эталон женственности. Мы изучили историю обуви и выяснили, что так было не всегда.

Предыстория

Прототип каблуков был придуман в Древней Греции. Театральные актеры, исполнявшие роли богов или императоров, обували котурны — сандалии на высокой пробковой платформе, чтобы возвышаться над другими участниками трагедий.

Размер котурнов определялся статусом героя: чем он величественней, тем выше «каблук». Для изображения самых важных жителей Олимпа могли понадобиться тридцатисантиметровые котурны.

В Древнем Египте обувь на высокой подошве носили аристократы, жрецы и мясники. Представители знати ходили в кожаных сандалиях на платформе из прессованной кожи на религиозные обряды, а мясники — чтобы не испачкаться в крови разделываемых животных.

Говорят, чтобы определить статус мужчины, нужно посмотреть на его обувь. Такой лайфхак, вполне вероятно, был известен еще в раннем средневековье. Тогда признаком приличного мужчины из хорошего знатного и зажиточного рода были туфли на каблуках. Придумали их в Персии. Все просто: каблуки помогали наездникам прочно фиксировать ногу в стремени, а позволить себе содержать коня могли только придворные вельможи.

В начале шестнадцатого века персидский шах Аббас Великий отправился с дипмиссией в Европу и подарил западным мужчинам новый тренд. Они тоже начали носить туфли на каблуках и долгое время не хотели делиться этим предметом гардероба с женщинами.

Борьба за фэшн-равноправие

На то, чтобы высокие каблуки стали частью женского образа, потребовалось несколько веков. Одними из первых на возвышение встали венецианки в начале пятнадцатого века. Знатные дамы ходили в чопинах — туфлях на высокой плоской платформе. Внешне они напоминали древнегреческие котурны, но наследовали окобо, традиционной обуви японских гейш.

Поначалу чопины имели исключительно практическое значение — помогали женщинам пройти по грязным средневековым улицам и не испачкать подол платья, но вскоре стали модным атрибутом.

Самые отчаянные фэшиониста носили чопины высотой до пятидесяти сантиметров. Передвигаться самостоятельно в такой обуви было невозможно, поэтому венецианские модницы везде ходили в сопровождении служанок, которые их поддерживали.

Первой женщиной, которая решилась надеть туфли на каблуке, как у персидских наездников, стала Екатерина Медичи. В четырнадцать лет она была отдана замуж за будущего короля Франции Генриха II. Чтобы выглядеть старше и выше, а также произвести впечатление на искушенный французский двор, она заказала флорентийским мастерам туфли на высоком каблуке. И не прогадала! Медичи хоть и не признали первой красавицей, зато она стала законодательницей мод.

Господин Красный каблук

Золотой эрой для туфель на каблуках стала эпоха барокко, расцвет которой пришелся на времена правления Луи XIV, также известного как Король Солнце. Большой ценитель роскоши в ее самых избыточных проявлениях, он полюбил каблуки за возможность выглядеть выше и значительней.

Именно Луи XIV задолго до Кристиана Лабутена ввел в моду десятисантиметровые каблуки красного цвета. Он обязал носить такие всех своих придворных. Из-за этого простые граждане Франции презрительно называли аристократов «господин Красный каблук».

Век гонений и долгожданное признание

Пока французский двор веселился и купался в роскоши, на другом континенте, в Америке, тренды задавали пуритане. Они объявили настоящую войну туфлям на каблуках, а женщин, которые все же отваживались их носить, считали ведьмами. После Великой французской революции XVIII века в Старом свете каблуки тоже вышли из моды, поскольку в массовом сознании они ассоциировались с аристократией и буржуазией, которая была, мягко говоря, не в фаворе.

Только в XIX веке, в эпоху правления английской королевы Виктории, которая, как ни странно, была дамой очень строгих нравов, туфли на каблуках снова вернулись. На этот раз именно как часть женского гардероба, и с тех пор никуда не пропадали.

Прошлое столетие

Туфли на каблуках, без преувеличения, стали обувью двадцатого века. Время начало ускоряться, технологии стремительно развиваться, а вместе с ними и мода.

Двадцатые

В «ревущие двадцатые» флэпперы, девушки, пропагандировавшие раскрепощение и освобождение от предрассудков, предпочитали туфли на невысоком каблуке с ремешком, который плотно фиксировал их на ноге. В таких можно было танцевать фокстрот и чарльстон до самого утра.

Тридцатые

После мирового финансового кризиса, названного «великой депрессией», модницам пришлось на время стать скромнее. В тренде — туфли на устойчивом каблуке бордового, черного или коричневого цвета. Все изменилось к концу десятилетия, когда флорентийский модельер Сальваторе Феррагамо придумал первые босоножки на платформе.

Сороковые

В военное время производство туфель на каблуках сокращается из-за дефицита кожи, а самая модная модель, которую можно найти, — оксфорды, ботинки с закругленным носом, шнуровкой и невысоким (3-4 см) каблуком.

Пятидесятые

Роже Вивье, один из великих обувных дизайнеров, сотрудничавший с лучшими модельерами своего времени от Эльзы Скьяпарелли до Ива Сен Лорана, сделал для модного дома Dior первые туфли на шпильке. Их второе название — стилетты, что в переводе с итальянского означает тонкий кинжал.

Шестидесятые

После премьеры фильма «Завтрак у Тиффани» с Одри Хэпберн в главной роли, в моду входят туфли лодочки с маленьким тонким каблуком «киттен хилл». До выхода картины модель считалась обувью для девочек-подростков.

Семидесятые

Супертренд эпохи диско — каблук с платформой. С одной стороны, такая обувь достаточно устойчива, с другой — она позволяет удлинить ноги чуть ли не на двадцать сантиметров. В этот период мужчины вспоминают, что вообще-то они первыми начали носить каблуки, и на какое-то время платформа становится вещью в стиле унисекс.

Восьмидесятые

Лодочки, лодочки и еще раз лодочки. Разных расцветок, каких только захотите. Кстати, их придумал Маноло Бланик, любимый производитель обуви героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу. За эту идею дизайнер удостоился престижной награды от Совета моды и дизайна США.

Девяностые

Дизайнеры создают современный вариант чопинов — кроссовки на огромной плоской танкетке, которые сначала завоевывают популярность среди рейверов, а потом становятся частью мейнстрима.

Как и в чопинах, ходить в них не всегда удобно, даже профессиональным моделям. Один из главных модных скандалов десятилетия — падение Наоми Кэмпбел на показе Vivienne Westwood.

Двухтысячные

Начало двадцать первого века могло бы посоревноваться в любви к излишествам с эпохой барокко. В моде все искусственное: грудь, волосы, цвет кожи и размер губ.

Воплощение стиля — певица Леди Гага. Она отваживается надеть тридцатисантиметровые туфли-броненосцы из коллекции Александра Макквина, которые хоть и были выпущены лимитированным тиражом в двадцать один экземпляр, произвели неизгладимое впечатление на современников.

Еще один тренд — лодочки с высокой платформой спереди и длинным каблуком стиллетто сзади. Самые завидные — от Кристиана Лабутена, с привлекающей внимание красной подошвой. Они немного напоминают обувь, в которой выступают танцовщицы стриптиза, но долгое время это никого не смущает.

Наши дни

Сегодня можно носить каблуки практически из любой эпохи. Классические лодочки, киттен-хилсы, квадратные каблуки, рюмочки, скошенные, платформы… Можно действительно все! Пожалуй, главное нововведение года — каблуки разной формы. Такие показал молодой и дико модный дизайнер Симон Жакмю, а потом они перекочевали в масс-маркет. Мюли на ассиметричных каблуках можно найти в коллекции Mango.

#историявещей