История румян

От ядовитого порошка из киновари до модных кушонов

Скорректировать овал лица, расставить акценты, придать здоровый вид и эффект отдохнувшего лица. Значение румян сложно переоценить. В кратком экскурсе в историю этого чудодейственного средства разбираемся, как от свекольного тинта и легких пощипываниий лица человечество дошло до румян в привычном для нас виде?

Первобытный бодипозитив

Все намного проще, чем могло бы показаться. Наши далекие предки не читали умных книг по психологии и на приеме у терапевта не искали решения проблем в собственном детстве, а боролись с уже имеющимися комплексами, как могли. Желание рисовать себе красные щеки антропологи объясняют полным отсутствием у первых людей бодипозитивности: их привлекали исключительно юные и здоровые особи, чья молодость буквально горит на лицах румянцем. Что-то похожее на емкости с красной рассыпчатой косметикой использовали египтяне. Уверенности в том, что они изобрели румяна, нет. Но то, что начали активно использовать этот продукт, точно.

Минералы в порошке

Для изготовления первых пигментов использовали свинцовый сурик, охру, толченные красные ягоды и сок из шелковицы, свеклы и клубники. Готовую минеральную краску красных оттенков смешивали с жиром и наносилина щеки и на губы. Тогда не было сезонной градации бьюти-продуктов — выбора текстур просто не существовало. Не удивительно, что под лучами палящего солнца косметика таяла и текла, а лицо блестело. Судя по сделанным находкам, наносили румяна на лицо кусочком хлопка. Кстати, этот метод просуществовал до начала XX века. В отличие от египтянок, древние гречанки не искали легких путей и использовали для макияжа ядовитый сульфид ртути — киноварь. Позже они за основу взяли лепестки маков и роз.

Бледные века

Инквизиция строго следила за теми, кто хотел добавить лицу искусственного румянца. Поэтому в Средневековье женщины практически не красились. Каноны красоты, продиктованные церковью, включали в себя бледную кожу, просвечивающую голубые вены, и синяки под глазами. Женщины, которые хотели выглядеть как фарфоровые аристократки, даже не думали о сияющих пунцовых щеках, выдающих простоту происхождения.

Красота требует жертв

Мода на румяна вернулась в эпоху Возрождения. Бледная кожа по-прежнему считалась признаком аристократии. Чтобы подчеркнуть достоинство, знатные дамы шли на хитрость — яркие алые пигменты они стали наносить поверх белил. Красили щеки киноварью, как в Древней Греции. А так как эти компоненты содержали свинец и ртуть, после использования косметики у женщин часто болела голова, выпадали волосы, крошились зубы, и ухудшалось зрение. Позже итальянский врач Виллани предложил заменить вредные и даже смертельно опасные ингредиенты на дикий шафран, который не вредил коже, а наоборот обладал целебными свойствами. Плотность консистенции этого удивительного цветка позволяла создавать румяна разных оттенков: розовые, кирпичные, красные и бордовые.

Пик популярности

Пожалуй, XVIII век можно назвать веком румян. В это время ими пользовались даже мужчины. Например, французский король Людовик XIV любил,чтобы слой косметики был погуще и понасыщеннее. А Мария Антуанетта и вовсе посвящала процессу накладывания макияжа целый ритуал, состоящий из двух частей. Интимная часть включала в себя омовение лица и тела, использование белил и укладку волос. А вот нанесение румян было действом публичным и проходило в присутствии придворных.

Тинт для матрешки

Тем временем на Руси в моде был макияж, как у как у матрешки. И крестьянки, и боярыни — все, как одна, натирали лицо и шею белилами, а для щек и губ использовали румяна. Кто-то выписывал их из-за границы, а кто-то находил аналоги в огороде — в ход шли соки свеклы, малины или вишни. Как и в Европе, в России в XVIII веке это декоративное средство пользовалось особенным спросом. Яркой иллюстрацией этому факту может послужить густой румянец на лице императрицы Елизаветы Петровны. Свою косметичку она пополняла во Франции и Италии, так как эти страны долгое время держали лидерство в производстве косметики. К середине XIX века повальное увлечение ярким макияжем сходит на нет, и приходит мода на естественность и натуральность. Фарфоровая кожа, розовые яблочки щек и губы, тронутые поцелуем. Именно в этот период девушки и придумали легкими щипками вызывать едва заметные покраснения.

Массовое производство

Первые сухие порошковые румяна в картонной коробочке, похожие на те, что мы используем сейчас, выпустил французский парфюмер Александр Буржуа в 1863 году. Розовая вода, входившая в состав продукта, придавала им нежный, цветочный аромат. Вскоре в одной только Франции было создано около тридцати четырех видов этого товара: для блондинок и брюнеток, для бала и для театра, на все случаи жизни. Румяна стали так востребованы, что их производством теперь могли заниматься не только парфюмеры, но и парикмахеры или аптекари.

Загар против румянца

В 1920-е годы, когда коробочка с розовой пудрой есть уже в косметичках девушек всех слоев общества, их популярность снова угасает. Виной тому загар, вошедший в моду с подачи Коко Шанель. Женщины стали довольствоваться здоровым бронзовым оттенком, который приобретала кожа после солнечных ванн. Очередная эра накрашенных щек наступит лишь в 1970-х и 1980-х и продлится до наших дней.

Рог изобилия

Сегодня сориентироваться в магазине без помощи консультанта практически невозможно. Бьюти-рынок предлагает нам миллионы оттенков и текстур. Только и успевай следить за новинками. Компактные и кремовые румяна, румяна-кушон, румяна-кисточка, румяна-гель — все они могут легко подстроиться под любую внешность и тип кожи. Техник нанесения тоже масса от классической до дрейпинга — способа коррекции формы лица, для которого используют два оттенка румян. Более темный вместо контуринга, светлый — на яблочки для придания свежести. Неизменным осталось лишь одно — желание подчеркнуть естественную красоту.

Фото: Shutterstock, архив пресс-служб

#историявещей