История камуфляжного принта

Мастер маскировки в военное и мирное время

Камуфляж сегодня настолько часто встречается в коллекциях дизайнеров, что уже мало у кого ассоциируется с военной формой или армией. Обращаемся к истории и разбираемся, как принт, который был создан для того, чтобы скрыться, стал способом выделиться и превратился в один из главных фэшн-трендов.

Цветные мишени

Камуфляжный принт придумали военные, чтобы защитить свою армию и сделать ее максимально незаметной в полевых условиях. Такая потребность возникла во время Первой мировой войны, когда появились виды оружия с большой дальностью поражения. До этого обмундирование для солдат шили из ярких тканей, и это было удобно — однополчане с легкостью отличали «своих» от «чужих». Но в XX веке преимущество стало недостатком и превратило противников в цветные мишени друг для друга.

Панама, 1 780 руб.*, куртка, 18 990 руб., шорты, 14 990 руб. Все — Nike, коллекция Nike Lab Connection

Все начиналось с того, что военные прекратили чистить свои бушлаты, испачканные в грязи, и стали раскрашивать вручную каски. Позже дело дошло и до боевой техники. В том виде, в котором мы знаем камуфляж сейчас, узор появился в конце двадцатых годов XX столетия в Италии, а частью обязательной униформы отряда немецких войск стал в 1932 году и получил название «сплиттермюстер».

Военный кубизм

Считается, что основное влияние на появление такого рисунка оказал кубизм, направление в живописи, использовавшее прием намеренной деформации форм и пропорций. Разбивая единое целое на множество контрастирующих частей, мастера кисти добивались эффекта размытия предмета. Как раз эту же цель преследовали и военные. А поскольку искусство камуфляжа сродни визуальному обману, кому, как не художникам, суждено было стать его основоположниками. В числе первых, кто стал сотрудничать с армией, были автор «Американской готики» Грант Вуд и известный французский график Жак Вийон. Большой вклад в развитие камуфляжа внес художник Эббот Тайер, он разработал теорию камуфляжа, которую построил на исследовании маскировочной окраски животных и птиц.

Сумка Zara, 2 999 руб.

Иллюзия обмана

Во время Первой мировой войны выяснилось, что камуфляж может не только помочь скрыть, но и отвлечь противника, а также рассредоточить его внимание. Когда британский флот под давлением немецких подлодок ежедневно лишался до десятка военных и торговых судов, на изобретение новых прототипов боевых машин не было времени. Тогда в 1917 году маринист и иллюстратор Норман Вилкинсон и вортицист Эдвард Уодсворт решили эту проблему просто: с помощью специальной техники покраски им удалось визуально изменить очертания корабля. Безумный рисунок dazzle camouflage («ослепляющий камуфляж») делал его сложной мишенью для попадания. Классикой этого принта считались черно-белые полосы, но существовали и красно-зеленые флоты и ярко-оранжевые. В одной из газет того времени вышла статья, в которой журналист сравнил судна со стаей пасхальных яиц, уходящих в море.

Комбинезон Stradivarius, 2 999 руб.

С поля боя на подиум

Интерес моды к стилю милитари начал зарождаться еще в начале XX века, а в 1943 году про камуфляж написали в журнале Vogue. В военное время статьи, разъясняющие те или иные армейские понятия, не были чем-то необычным — мобилизована была абсолютно вся пресса. Следующее его появление на страницах глянца произойдет в 1971 году. На волне народного восстания против вьетнамской войны в частности и милитаризации в целом принт выбрался на улицы и оттуда попал в гардеробы гражданских. Модные редакторы заметили новую тенденцию и опубликовали подборку вещей в этом стиле. Тренд вскоре утих, но 1980-х возродился снова. На подиумах появляются коллекции одежды, вдохновленные военной тематикой. Свою вариацию принта представили модные дома Christian Dior и Louis Vuitton.

Носки Reebok, 1 190 руб.

Искусство в массы

Считается, что окончательно камуфляжный узор перешел из гардеробов военных в мир высокой моды, а оттуда прямиком в стиль кэжуал благодаря Энди Уорхолу. В 1986 году художник создал автопортрет, на котором использовал стандартный для американской армии паттерн woodland. Вдохновившись его работой, дизайнер Стефен Спроус предложил Энди выпустить совместную коллекцию одежды, которая будет раскрашена в этот узор. Принято считать, что с тех пор именно этот рисунок стал отражением в моде милитаризма и штамповым примером камуфляжа.

Рюкзак O’stin, 1 999 руб.

Война и мир

Новая волна популярности накрыла камуфляж в 1990-х. Вещи с плеча военных стали носить все: и фанаты попсового бойз-бенда 'N Sync, и поклонники гранжа. До сих пор этот принт по большей части считался мужским и появлялся в коллекциях «для него» Dries Van Noten, Kenzo, Valentino. Но совсем скоро дизайнеры John Galiano и Commes des Garsons стали использовать этот рисунок при создании платьев и юбок, проложив ему дорогу к женским гардеробным. Затем коллеги по цеху начали экспериментировать с цветом, и стали появляться розовые, голубые и неоновые принты.

Футболка Bershka, 1 199 руб.

Агрессивный и женственный

Камуфляжная одежда 90-х выглядела грубоватой и мешковатой и на женщинах смотрелась, как с чужого плеча. В отличие от мини-юбок и топов, пришедших на смену в 2000-х, она скрывала как недостатки, так и достоинства женской фигуры. В 2003 году Мадонна выпустила альбом American Life, посвященный протесту против войны в Ираке. В клипе на главный сингл одетая в обтягивающий костюм с глубоким декольте певица показала, что агрессивный военный принт может быть женственным и сексуальным.

Топ Pull&Bear, 1 199 руб.

За несколько десятилетий камо принт зарекомендовал себя как тренд вне времени. С помощью него люди не устают самовыражаться и делать заявления, политические или же пацифистские. Так, например, в 2017 году на бал Met Gala Мадонна пришла в камуфляжном платье, снова призывая обратить внимание на положение дел в мире. Возможно, не все поняли посыл звезды, но после этого многие тоже вспомнили о существовании узора и стали носить его. Виктория Бекхэм и Ким Кардашьян одни из первых, кто уловил тренд.

Сегодня, чтобы быть моднее всех, не обязательно выбирать откровенные наряды, по мнению дизайнеров, достаточно умело маскироваться под окружающую среду, как это делают солдаты. В помощь — природные оттенки болотного, песочного и коричневого и натуральные ткани.

Фото: Pull&Bear, Nike, Zara, Reebok, O’stin, Stradivarius, Bershka

#историявещей